Развитие профессиональной идентичности будущего педагога в цифровой образовательной среде
Ключевые слова:
профессиональная идентичность, цифровая образовательная среда, будущий педагог, цифровизация образования, педагогическое образование, профессиональное становление, информационно-коммуникационные технологии, цифровая компетентность, профессиональное самоопределение, инновационные технологииАннотация
В условиях глобальной цифровизации образовательного пространства актуализируется проблема формирования профессиональной идентичности будущих педагогов. Статья посвящена исследованию процессов становления педагогической идентичности в цифровой образовательной среде. Рассматриваются теоретические основы профессиональной идентичности, анализируются особенности ее развития в контексте цифровой трансформации образования. Особое внимание уделяется влиянию информационно-коммуникационных технологий на процесс профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки. Автором выделены ключевые компоненты цифровой профессиональной идентичности педагога: технологическая компетентность, цифровая грамотность, адаптивность к инновациям и способность к непрерывному профессиональному развитию в цифровой среде. Представлены результаты теоретического анализа современных подходов к развитию профессиональной идентичности в условиях цифрового образовательного пространства. Обоснованы педагогические условия эффективного формирования профессиональной идентичности будущих педагогов в цифровой образовательной среде.
Библиографические ссылки
Курносова С. А., Константинов А. В. Категория цифровой самоидентичности в педагогике и проблемы ее осмысления // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2025. № 1(29). С. 11-19. DOI: https://doi.org/10.47475/2409-4102-2025-29-1-11-19. EDN FSBCBZ.
Константинов А. В. Сущность цифровой идентичности: теоретические основы и педагогический контекст // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2025. Т. 17, № 1. С. 86-102. DOI: https://doi.org/10.14529/ped250108. EDN JWBSIH.
Пфетцер А. А. Цифровая образовательная среда как новое пространство становления профессиональной идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 4(88). С. 985-994. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-985-994. EDN ATUCCM.
Фортыгина С. Н. Факторы профессиональной идентичности современного учителя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2024. № 5(183). С. 229-242. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2024.183.5.013. EDN FWTZBI.
Налиткина О. В. Цифровизация высшего образования с позиции формирования у студентов основ профессиональной идентичности // Журнал правовых и экономических исследований. 2024. № 1. С. 335-341. DOI: https://doi.org/10.26163/GIEF.2024.97.10.047. EDN YEZTBQ.
Грищенко В. В., Еловская Л. В., Бысь А. О., Тычинина Е. В. Формирование профессиональной идентичности педагогов в условиях внедрения инновационных технологий // Педагогический журнал. 2024. Т. 14, № 7-1. С. 240-246. EDN NUTKHY.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 А.А. Хайруллина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

