Некоторые вопросы по правовому измерению эффективности деятельности органов управления высшего образования: на примере Республики Узбекистан
Ключевые слова:
правовое измерение эффективности, управление высшим образованием, правовое регулирование оценки эффективности, индикаторы эффективности, эффективное правовое обеспечение, академическая свобода, качество образованияАннотация
Цель: проанализировать полномочия публичного органа в области высшего образования, предписанные в основных нормативно-правовых актах, на предмет регулирования оценки эффективности их деятельности.
Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, в том числе контент-анализ, сравнительный анализ, статистический анализ, экспертные оценки и ряд других методов изучения вопроса исследования.
Результаты: выявлены нормативные, организационные и другие причины недостаточной эффективности деятельности публичного органа в области высшего образования, сопровождаемые второстепенными индикаторами эффективности данного органа. Теоретически выявлены и раскрыты на основе критического анализа ряда полномочий уполномоченного органа, закреплённых в нормативно-правовых актах, факторы, дополнительно влияющие на результат работы ведомства. Автором также утверждается в качестве дополнительных причин подобной малоэффективной деятельности наличие сверхизбыточного количества подзаконных актов в регулировании сферы. Были проанализированы обоснованные суждения ряда зарубежных учёных и специалистов, со многими из которых автор обоснованно солидарен. Были разработаны некоторые ключевые выводы и рекомендации, постепенная реализация которых может значительно улучшить функционирование публичного органа во благо страны. В результате анализа нормативно-правовых актов, зарубежного опыта, отечественной практики применения норм права и других факторов были разработаны критерии эффективности на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу с условным указанием оценивания их по соответствующим баллам.
Научная новизна: в работе приведены предложения по разработке законопроекта о дополнениях и изменениях в Закон Республики Узбекистан «Об образовании» об основных показателях эффективности деятельности публичного органа, курирующего высшее образование с разбивкой этих показатели на долгосрочную (10 лет и более), среднесрочную (5–10 лет) и краткосрочную (1–5 лет) перспективу, делая основной упор на повышении мировой конкурентоспособности отечественных вузов, повышении привлекательности вузов для зарубежной профессуры и абитуриентов, усилении наряду с образовательной составляющей исследовательского потенциала вузов с созданием возможности для капитализации результатов исследований, стимулировании создания научных хабов на базе отечественных вузов, усилении доступности качественного высшего образования для населения, повышении студенто-ориентированности вузов путём повышения вузоориентированности деятельности Минвуза.
Практическая значимость обусловлена отсутствием рационально разработанных критериев эффективности и их отражения в соответствующих законах с открытым доступом для регулярного общественного контроля. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования механизмов правового регулирования оценки эффективности деятельности публичного органа управления в сфере высшего образования.
Для цитирования
Муратаев С.А. Некоторые вопросы по правовому измерению эффективности деятельности органов управления высшего образования: на примере Республики Узбекистан // Социальное управление. 2024. Т. 6, № 1. С. 9–22. URL: https://smgmt.ru/index.php/smgmt/article/view/147
Библиографические ссылки
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : курс лекций. Москва : Юрид. лит., 1997. 398 с.
Zajda J. Globalisation and implications for equity and democracy in education. In: Zajda J, Davies L, Majhanovich S, editors. Globalization, comparative and policy research: Equity, access and democracy in education. Dordrecht: Springer; 2008. p. 3-13.
Becker G. Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. 3th ed. Chicago: University of Chicago Press; 1994. 412 p.
Zajda J, editor. Globalisation and education reforms: Paradigms and ideologies. Dordrecht: Springer; 2018. 247 p.
Immordino KM. Organizational Assessment and Improvement in the Public Sector. Boca Raton, Fla.: CRC Press; 2010. xxiii, 228 p.
Камолов С.Г. Теория управления : учебное пособие. Москва : МГИМО, 2023. 328 с.
Муратаев С.А. Роль цифровизации в правовом регулировании оценки эффективности деятельности органов государственного управления в Республике Узбекистан // Цифровые технологии и право : сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М.В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. В 6 т. Т. 1. Казань : Познание, 2022. С. 290–298.
Haass RN. The Power to Persuade. Boston: Houghton Mifflin; 1994. xvii, 260 p.
Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. Москва : Формула права, 2007. 484 c.
Сидорова А.А. Мониторинг эффективности деятельности вузов как инструмент повышения качества высшего образования / Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 248–259.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 С.А. Муратаев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.